Уважаемые дамы и господа! В июне нас ждет преприятнейшее событие! К нам едет на гастроли Санкт-Петербургский Государственный театр им. ЛЕНСОВЕТА. Причем, сразу с тремя премьерными спектаклями: „Смешанные чувства”, „Заповедник”, „Чеховъ. Водевиль”. Так что театральных гурманов ждет настоящий праздник
„Смешанные чувства” Михаила Боярского
Спектакль „Смешанные чувства” поставлен на сцене Театра им. Ленсовета в честь юбилея народного артиста России Михаила Сергеевича Боярского. Боярский – безусловный эксклюзивный петербургский бренд. Наше мушкетерское все. Перечислить его многочисленные таланты, роли, заслуги и награды невозможно. 26 декабря главному мушкетеру России исполнилось 60 лет. Событие, выходящее за рамки семьи Боярских, Санкт-Петербурга и даже всей России.
Новый юбилейный спектакль, в котором Михаил Боярский играет вместе с супругой Ларисой Луппиан, поставлен на сцене Театра им. Ленсовета неслучайно. Сцена этого театра для Боярского — своя, можно сказать, родная. Именно здесь в 1972 году он начал актерскую карьеру. Здесь же в 1974 году он познакомился со своей будущей супругой. Отсюда в 1986 году ушел на пике славы. И вот теперь, двадцать три года спустя, актер решил вернуться на родную сцену. Сыграть в достойном спектакле? Подвести своеобразные итоги? Возможно, и то, и другое.
По сюжету герои Боярского и Луппиан, одной из самых знаменитых актерских пар советского театра и кино — старые друзья. А еще трогательные влюбленные. Хотя еще недавно у каждого была своя семья. Супруги в жизни с удовольствием играют своих ровесников — состоятельных людей, накопивших достаточно жизненного опыта и усталости, чтобы успеть разочароваться в людях. Но при этом у персонажей еще есть и высокие стремления, и страстные желания, и сильные чувства. Они пытаются красиво прожить остаток жизни вдвоем, не цепляться за свое прошлое и научиться ценить настоящее…
Возможно, кому-то постановка покажется грустной, и даже немного несвоевременной. Ведь для большинства зрителей Боярский — разудалый киногерой, бесстрашный рыцарь с вечной шпагой в руке, скачущий спасать человечество… Думается, Михаил Сергеевич понимал, что эта роль – определенный риск сломать стереотипы.
„Наш спектакль об одиночестве, о том, как люди в возрасте испытывают смешанные чувства, из-за того, что это последний акт в их жизни, — рассказал Михаил Боярский. — Я думаю, пьеса будет широко пользоваться популярностью, поскольку тема животрепещущая и в спектакле она решена в иронически-лирическом ракурсе, мы пытаемся избежать откровенных сантиментов, которые при этом возникают у зрителей…”
Зрители, и правда, на одном дыхании „проживают” все трагичные, трогательные и комичные перипетии взаимоотношений немолодых, но жаждущих жизни людей. Кстати, бесстрашный рыцарь и ловелас на сцене тоже присутствует. И когда Боярский поет известную песню Элвиса Пресли, и когда главные герои исполняют заводной рок-н-ролл без всякой скидки на возраст.
Поэтому в том, что и в Риге на „Смешанных чувствах”будет аншлаг, сомневаться не приходится. Хорошо хоть, что фанатов „Зенита”, которые практически все являются поклонниками Михаила Боярского, в нашем городе немного. Иначе спектакль пришлось бы проводить на стадионе. Театр Дайлес их просто не вместил бы.
„Заповедник” человеческих чувств
Премьера Ленсоветовского спектакля „Заповедник” вызвала жаркие споры среди любителей театрального искусства. Режиссер спектакля Василий Селин, ученик Петра Фоменко, убежден, что по-другому и быть не могло. Ведь он завел разговор о заповеднике человеческих нравов и чувств
„Заповедник” Сергей Довлатов написал (вернее, дописал и издал) в Нью-Йорке в 1983 году. К тому моменту он уже пять лет жил в эмиграции. И не отдельно взятые Пушкинские горы, где Довлатов отработал одно лето экскурсоводом, а покинутая страна стала для него Заповедником. „Такая странная у нас страна, такой загадочный Заповедник, где все несчастны. Но, выбравшись из него в мир цивилизованный, многие с удивлением обнаруживают, что были в Заповеднике счастливы”.
Освобожденные от социализма и рухнувшие в объятия капитализма мы, увы, не стали повально счастливыми. Потому что счастье зависит от чего-то иного. Режиссер Василий Селин как раз и размышляет на тему: от чего же? И приглашает зрителей сделать это вместе с ним.
„Заповедник” не оставит равнодушным никого, кто родился в стране, которой теперь не существует. В 1991-м она формально исчезла. Но люди-то остались. И сейчас потеряли чувство реальности. Именно это очень точно отражается и в режиссерской, и в актерских работах. Особенно исполнителя главной роли – замечательного актера Артура Вахи.
Понятно, что актерам помогает и сам Довлатов, написавший: „Русский человек обыкновенный гвоздь вколачивает, и то с надрывом…”. Трагедия в спектакле сменяет иронию, ирония – трагедию. И даже идея ввести Пушкина, как „экскурсовода” по прозе Довлатова, оправдана. Тем более что Пушкин предстает перед зрителями как пьяные галлюцинации отверженного писателя. В конце концов, „Заповедник” для целого поколения — произведение столь же культовое, как «Евгений Онегин» для всех поклонников Александра Сергеевича.
Очевидно, что реакция критиков на „Заповедник” неоднозначна, как, наверное, и реакция на самого Довлатова в 80-е годы. В любом случае, споры и разговоры подогревают интерес к спектаклю, и, несмотря на то, что премьера состоялась полгода назад, билетов на „Заповедник” в Санкт-Петербурге не достать. Возможно, это правильное решение — не слушать чужих мнений, посмотреть своими глазами и составить свое. К счастью, у рижан такая возможность будет.
Хорошее дело браком не назовут?
Нынешний год для Чехова юбилейный. И театры, как водится, ставят классика вовсю. „Ленсовет” – не исключение. Режиссер-постановщик Андрей Прикотенко взял три известные чеховские шутки: „Предложение”, „Юбилей” и монолог „О вреде табака” — и объединил их в единое целое. Назвал все это — „Чеховъ. Водевиль”. Все стильно, с „ять”, через точку.
За спиной режиссёра Андрея Прикотенко яркие спектакли в Театре „На Литейном”, золотые „Софиты” и „Маска”, успешные проекты в Орле, Новосибирске, Москве, плодотворная работа в нашем родном Рижском русском театре им. М.Чехова в качестве художественного руководителя, „Лерка” и „Тартюф” в театре-фестивале „Балтийский дом”… И вот теперь спектакль „Чеховъ. Водевиль” на сцене „Ленсовета”.
По идее спектакль состоит из трех частей: „Предложения”, „Юбилея” и сцены-монолога „О вреде табака”. У Чехова эти произведения никак не связаны. В спектакле же это вехи судьбы одного человека — Ивана Васильевича Ломова, которые можно объединить под девизом „семейная жизнь – зло”. Ломова гениально играет заслуженный артист России Александр Новиков.
Вот что об этом театральном эксперименте говорит исполнитель главной роли: „Брак – вообще трудное чувство. И его трудность именно в остывании любви. Это как раз чеховская тема — растворение жизни в ее повседневности, бесконечных разговорах, завтраках, ужинах, прогулках. Все время что-то происходит, а жизни как таковой нет. Она проходит. Сначала молодость, потом зрелость, дальше – полная, безнадежная старость. И смерть. Но еще раньше умирает любовь. В этом смысле Чехов очень пронзительно понимал проблему остывания чувств… Спектакль называется „Чеховъ. Водевиль”, потому что мы надеемся сыграть историю о человеке, жизнь которого похожа на водевиль, трагикомедию. Ведь трагикомедия – жанр куда более жизненный, чем трагедия или комедия в чистом виде…”
Некоторые критики недоумевают, стоило ли ставить спектакль на тему „О вреде женитьбы”, да еще призывать в свидетели Чехова? Стоило. Хотя бы потому, что, согласитесь, все знают, какой должен быть Чехов… А заодно Достоевский, Пушкин и Лермонтов. Потому как знания в объеме школьной программы – наше все.
А спектакль „Чеховъ. Водевиль” зрители воспринимают, а не сравнивают… И Чехов там, кстати, присутствует: настоящий, проникновенный, ироничный и мудрый… За что спасибо неповторимому Александру Новикову.
Источник: http://www.devro.lv/index.php?option=com_content&view=article&id=161:-q&catid=58&Itemid=104 тут описание к «смешаным чувстам»
Нет комментариев