Михаил Боярский отметил 60-летие в "Смешанных

чувствах".

Театр имени Ленсовета встретил Новый год премьерой

спектакля "Смешанные чувства" по пьесе Ричарда Баэра в постановке Олега Левакова.

Впрочем, главным в этой истории является другой праздник — день рождения Михаила Боярского. АНДРЕЙ ПРОНИН

присоединяется к поздравлениям.

6.jpgУ господина Боярского масса превосходных

человеческих качеств: их уже перечислили в текущей прессе, посвященной юбиляру, но об одном, не самом

очевидном, но едва ли не самом важном, как-то позабыли. Михаил Боярский обладает редкой по

нашим временам артистической скромностью. Достойный сын блестящей актерской семьи (а кроме того, кстати, внук

митрополита Ивановского Александра, безвинно расстрелянного в кровавом 1937-м) был в труппе легендарного

Театра Ленсовета времен Игоря Владимирова вовсе не последним человеком. Да, он не был первым: пальма

первенства здесь принадлежала Алисе Фрейндлих. Но место "первого после Фрейндлих" занял — к концу-

1970 х многие ходили в Ленсовета именно "на Боярского". И не только потому, что видели его по

телевизору в "Трех мушкетерах" или "Собаке на сене". А

потому, что знали по замечательным театральным ролям в "Трубадуре", "Людях и страстях",

"Дульсинее Тобосской", "Станции", "Трехгрошовой опере" и прочих знаменитых

спектаклях. С такой генеалогией и послужным списком господин Боярский вполне мог бы, как многие, подвизаться

"национальным достоянием", вещать менторским тоном на высококультурном теле-или радиоканале и, как

минимум, возглавлять какой-нибудь негосударственный театральный институт собственного имени. Однако артисту

как будто неловко, пафосу он предпочитает чудачества: вечная черная шляпа, шарф "зенитовского"

болельщика, объявление остановок в метро, безотказное участие в самых простодушных телеконцертах и ток-шоу, а

ставшее расхожим для сотен персонажей словосочетание "великий артист" так ни разу и не прозвучало —

тысяча чертей, господин Боярский расточает свой имиджевый капитал с редким безразличием!

Только беря в расчет эту особенность артиста Боярского, и нужно оценивать "Смешанные

чувства". Не следовало ожидать от его юбилейного бенефиса на некогда родной сцене гурманского пиршества

для театральных эстетов. Спектакль подчеркнуто прост и непретенциозен, однако свою главную задачу постановщик

Олег Леваков выполнил. Пружина интриги разворачивается, не буксуя, — здесь не будут позевывать ни футбольные

болельщики, ни их жены. Тем паче, что имевшая успех на Бродвее в 80-х пьеса Ричарда Баэра как раз про

отношения полов. Герман и Кристина, старые друзья, уже пенсионного возраста, вдруг задумываются о близости

большей, чем дружба. Он зовет ее замуж — она смотрит на него, как на сумасшедшего; он упорствует — она

сопротивляется; он готов уже отчаяться — она сочувствует его отчаянию слишком горячо … Нужно ли пояснять,

что дело закончится счастливым соединением двух одиноких сердец? Пикантность новому

"ленсоветовскому" спектаклю придает то обстоятельство, что роль избранницы Германа — Боярского

исполняет супруга юбиляра Лариса Луппиан. А главное удовольствие от "Смешанных чувств" — слаженность

и тонкость дуэта двух отличных актеров, хорошо чувствующих друг друга. Луппиан и Боярский не

рвут ткань спектакля на сольные выходы. Он по-джентльменски уступает партнерше выгодное положение в

мизансценах, позволяя ей в полной мере проявить свое аристократическое обаяние. Она ни на секунду не забывает

о нем, отказав себе в любимой шалости всех красивых актрис — поговорить с залом "напрямую", через

голову партнера. Фирменные приемы опытных лицедеев чередуются с островками незаемной лирической искренности, а

иногда и натыкаются на рифы иронии.

С иронией, впрочем, не все безупречно. За нее в

пьесе Баэра отвечает почтенный возраст героев, априорно делая забавным подробное обсуждение ими сексуальных

вопросов. Луппиан старательно хромает, Боярский надевает парик с обильной сединой — но эффект почему-то

выходит обратный: вместо дряхлости в глаза бросается свежесть и хорошая физическая форма артистов. Невольно

приходится сетовать на драматурга, который щедро разбросал по пьесе "соленые" шуточки. Репризы из

области "телесного низа" не очень смешат и иногда мешают актерам держать заданную лирическую

интонацию. Зато воспрять помогает музыка, которая звучит здесь неумолчно: классический джаз, антикварный рок-

н-ролл. А когда господин Боярский берет в руки микрофон и поет супруге, как серенаду, элвисовское "Love

Me Tender", тут уж ни драматург, ни скромность юбиляра не могут помешать очевидным ассоциациям. Снова 70

-е, Театр Ленсовета: Принцесса, как и прежде, Лариса Луппиан, Трубадур, как и прежде,

Михаил Боярский.

14.01.2010, Андрей Пронин,-

«Коммерсантъ», 2010, 12 января

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *