Михаил Боярский отметил 60-летие в "Смешанных
чувствах".
Театр имени Ленсовета встретил Новый год премьерой
спектакля "Смешанные чувства" по пьесе Ричарда Баэра в постановке Олега Левакова.
Впрочем, главным в этой истории является другой праздник — день рождения Михаила Боярского. АНДРЕЙ ПРОНИН
присоединяется к поздравлениям.
У господина Боярского масса превосходных
человеческих качеств: их уже перечислили в текущей прессе, посвященной юбиляру, но об одном, не самом
очевидном, но едва ли не самом важном, как-то позабыли. Михаил Боярский обладает редкой по
нашим временам артистической скромностью. Достойный сын блестящей актерской семьи (а кроме того, кстати, внук
митрополита Ивановского Александра, безвинно расстрелянного в кровавом 1937-м) был в труппе легендарного
Театра Ленсовета времен Игоря Владимирова вовсе не последним человеком. Да, он не был первым: пальма
первенства здесь принадлежала Алисе Фрейндлих. Но место "первого после Фрейндлих" занял — к концу-
1970 х многие ходили в Ленсовета именно "на Боярского". И не только потому, что видели его по
телевизору в "Трех мушкетерах" или "Собаке на сене". А
потому, что знали по замечательным театральным ролям в "Трубадуре", "Людях и страстях",
"Дульсинее Тобосской", "Станции", "Трехгрошовой опере" и прочих знаменитых
спектаклях. С такой генеалогией и послужным списком господин Боярский вполне мог бы, как многие, подвизаться
"национальным достоянием", вещать менторским тоном на высококультурном теле-или радиоканале и, как
минимум, возглавлять какой-нибудь негосударственный театральный институт собственного имени. Однако артисту
как будто неловко, пафосу он предпочитает чудачества: вечная черная шляпа, шарф "зенитовского"
болельщика, объявление остановок в метро, безотказное участие в самых простодушных телеконцертах и ток-шоу, а
ставшее расхожим для сотен персонажей словосочетание "великий артист" так ни разу и не прозвучало —
тысяча чертей, господин Боярский расточает свой имиджевый капитал с редким безразличием!
Только беря в расчет эту особенность артиста Боярского, и нужно оценивать "Смешанные
чувства". Не следовало ожидать от его юбилейного бенефиса на некогда родной сцене гурманского пиршества
для театральных эстетов. Спектакль подчеркнуто прост и непретенциозен, однако свою главную задачу постановщик
Олег Леваков выполнил. Пружина интриги разворачивается, не буксуя, — здесь не будут позевывать ни футбольные
болельщики, ни их жены. Тем паче, что имевшая успех на Бродвее в 80-х пьеса Ричарда Баэра как раз про
отношения полов. Герман и Кристина, старые друзья, уже пенсионного возраста, вдруг задумываются о близости
большей, чем дружба. Он зовет ее замуж — она смотрит на него, как на сумасшедшего; он упорствует — она
сопротивляется; он готов уже отчаяться — она сочувствует его отчаянию слишком горячо … Нужно ли пояснять,
что дело закончится счастливым соединением двух одиноких сердец? Пикантность новому
"ленсоветовскому" спектаклю придает то обстоятельство, что роль избранницы Германа — Боярского
исполняет супруга юбиляра Лариса Луппиан. А главное удовольствие от "Смешанных чувств" — слаженность
и тонкость дуэта двух отличных актеров, хорошо чувствующих друг друга. Луппиан и Боярский не
рвут ткань спектакля на сольные выходы. Он по-джентльменски уступает партнерше выгодное положение в
мизансценах, позволяя ей в полной мере проявить свое аристократическое обаяние. Она ни на секунду не забывает
о нем, отказав себе в любимой шалости всех красивых актрис — поговорить с залом "напрямую", через
голову партнера. Фирменные приемы опытных лицедеев чередуются с островками незаемной лирической искренности, а
иногда и натыкаются на рифы иронии.
С иронией, впрочем, не все безупречно. За нее в
пьесе Баэра отвечает почтенный возраст героев, априорно делая забавным подробное обсуждение ими сексуальных
вопросов. Луппиан старательно хромает, Боярский надевает парик с обильной сединой — но эффект почему-то
выходит обратный: вместо дряхлости в глаза бросается свежесть и хорошая физическая форма артистов. Невольно
приходится сетовать на драматурга, который щедро разбросал по пьесе "соленые" шуточки. Репризы из
области "телесного низа" не очень смешат и иногда мешают актерам держать заданную лирическую
интонацию. Зато воспрять помогает музыка, которая звучит здесь неумолчно: классический джаз, антикварный рок-
н-ролл. А когда господин Боярский берет в руки микрофон и поет супруге, как серенаду, элвисовское "Love
Me Tender", тут уж ни драматург, ни скромность юбиляра не могут помешать очевидным ассоциациям. Снова 70
-е, Театр Ленсовета: Принцесса, как и прежде, Лариса Луппиан, Трубадур, как и прежде,
Михаил Боярский.
14.01.2010, Андрей Пронин,-
«Коммерсантъ», 2010, 12 января
Нет комментариев