Если мужчина

и женщина могут жить вместе не ссорясь — это уже запредельные отношения. Михаил Боярский

вместе с дочерью Лизой рассказывают о своей семье и взаимооотношениях внутри неё.

Накануне 60-летия

актер тайно женился во второй раз. Теперь Михаил Боярский мечтает удачно выдать замуж дочь Елизавету, ведь,

как сказал один мудрец, это главная задача отца. В разговоре с Михаилом и Елизаветой Наталья НИКОЛАЙЧИК узнала

о больших и маленьких удовольствиях в жизни Боярского, о том, почему он предвзято относится к поклонникам

дочери и зачем она скрывала свою фамилию.

Михаил Боярский

Михаил Боярский с дочерью ЛизойКогда и где

родился: 26 декабря 1949 года в Ленинграде
Знак зодиака: Козерог
Семья: жена — Лариса Луппиан,

актриса; дети — Сергей (29 лет), бизнесмен, Елизавета (23 года), актриса; внучки — Катя (11 лет) и

Саша (1,5 года)
Образование: в 1972 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и

кинематографии
Карьера: с 1972 по 1986 год служил в Театре им. Ленсовета. Играл главные роли в спектаклях

«Трубадур и его друзья», «Люди и страсти» и т. д. Руководит театром

«Бенефис», в котором играет с супругой в спектакле «Интимная жизнь» и др. Снялся более

чем в 60 фильмах, среди них: «Старший сын» (1975), «Д’Артаньян и три мушкетера»

(1979), «Гардемарины, вперед!» (1987), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987),

«Тарас Бульба» (2009) и др.
Звания: народный артист РСФСР (1990), кавалер ордена Дружбы

(2001)
Вкусы: еда — какая есть; напиток — водка; музыка — The Beatles; литература

— философская; фильм — «Запах женщины» Мартина Бреста (1992)

Елизавета

Боярская
 
Когда и где родилась: 20 декабря 1985 года в Ленинграде
Знак зодиака:

Стрелец
Образование: в 2007 году окончила
Санкт-Петербургскую государственную академию театрального

искусства
Карьера: с 2006 года — актриса Малого драматического театра (Театра Европы). Играла в

спектаклях: «Король Лир», «Жизнь и судьба» (2007), «Прекрасное воскресенье для

разбитого сердца» (2009) и др. Снялась более чем в 20 фильмах, среди них: «Первый после

Бога» (2005), «Вы не оставите меня» (2006), «Ирония судьбы. Продолжение» (2007),

«Адмиралъ» (2008), «Я вернусь» (2009) и др.
Вкусы: еда —  грузинская

кухня; напиток — зеленый чай; музыка — классика, рок, джаз; литература — Антон Чехов, Михаил

Булгаков, Анна Ахматова; фильм — «Запах женщины» (1992)

Пока рядом с Лизой нет

достойных мужчин

Михаил: Впервые в ЗАГС я шел, как на укол к врачу: ой, сейчас

будет больно! Но ничего плохого не произошло, потому что это просто формальность. А вот венчаться не решился

даже после того, как побывал в ЗАГСе во второй раз. Ведь, совершая этот обряд, ты берешь обязательства перед

Богом, а это куда серьезней, чем штамп в паспорте! Так что я продолжаю жить во грехе. Полагаю, это не очень

страшно: Адам с Евой тоже не венчались. Наверное, священники меня за такую позицию осудят, но, если нужно, я и

за этот грех перед Господом отвечу…
Нам с Ларой пришлось развестись в 1985 году — нужно было

решить жилищные вопросы. Средства массовой информации тогда ничего не узнали. И я сделал все возможное, чтобы

никто не узнал, что я вновь женился на любимой Ларе в сентябре 2009-го. Так что я теперь молодожен! Ощущения у

меня самые что ни на есть прекрасные. Видит Бог, я не могу без моей женщины, с ней мы прожили 35 лет.

Наверное, во второй раз в ЗАГС можно было бы не ходить. Но я всегда думаю о будущем и о благополучии семьи. Не

хочу, чтобы начались проблемы, когда помру. Не хочу, чтобы кто-нибудь сказал Ларе: «Ах, вы не замужем…

Значит, вам ничего не принадлежит». Случается, люди, которые вроде бы были близки, горло друг другу

режут, чтобы отхватить кусок послаще.
Из миллиарда женщин, проживающих на земле, моей стала именно

Лариса, и это была сама судьба! Наши деды до революции работали в одном петербургском банке, ходили по одним

лестницам. Потом судьба их раскидала. А нас, потомков, свела: Лариса пере­ехала в Петербург из Ташкента в

начале 1970-х — и все вернулось на круги своя.
Я понял: многое в этой жизни не зависит от моего

выбора. Родители, дети, жены — это судьба, провидение, в чем я абсолютно убежден и целиком полагаюсь на

волю Господню. В моем мире семья — самое главное, я служу только ей, хотя понимаю, что служить нужно в

первую очередь Отчизне. У нас с Ларисой двое детей и столько же внуков. Хотелось бы дожить до правнуков…

Ради детей жена когда-то оставила карьеру. Я продолжал работать, выезжал на съемки, гастроли. А она лишь

успела сняться с Алексеем Баталовым в фильме «Поздняя встреча», вышедшем в 1979 го­­ду.

Роль оказалась заметной, ей стали поступать новые предложения. Но как раз в то время родился наш сын, и мы не

собирались бросать его на попечение няни. Решили, что не стоит выпускать детей из рук. Иначе можно их

потерять.
Я шел по пути отца — актера Театра имени Комиссаржевской. Он делал все, чтобы мама, я и

его сын от первого брака Сашка, мой сводный брат, ни в чем не нуждались. Я рад, что смог продолжить актерскую

династию, мне не стыдно за то, что я делал на сцене и в кино. Я счастлив, что, встав на ноги, смог помогать

родителям. Мои дети и жена тоже были обеспечены. Если ты мужик, глава семьи, чем бы ни занимался, должен

заботиться о близких.
Елизавета: Папа всегда был стержнем нашей семьи. Многие жизненные

принципы я позаимствовала именно у него. Когда меня спрашивают об отношениях мужчины и женщины, я повергаю

собеседника в шок, отвечая: «Женщина должна быть тенью мужа, даже если она — актриса, а он —

дворник». Я абсолютно искренне считаю, что мужчина в доме — главный. Он кормилец. С ним нельзя

спорить, он всегда прав. Это позиция моих родителей, для меня она настолько естественна, что я не могу иметь

другого мнения на этот счет.
Михаил: Наши дети, Сережа и Лиза, родились зимой, с

разницей в шесть лет. Появление малышей, конечно, счастье. Но когда я приезжал забирать их из роддома,

испытывал вовсе не радость. Главной моей задачей было снес­ти кулек со ступенек и дотащить до такси, не

поскользнувшись на крутых ступеньках и не уронив младенца. Было очень страшно… Если бы я преподавал в

театральном институте и студенты спросили меня, как играть отца, который пришел в роддом, я бы сказал:

«Не надо улыбок, не надо сюсюкать «гули-гули-гули». Берите кулек и несите как мину, которая

может взорваться!»
Елизавета: В детстве папа укладывал меня спать и читал на ночь

сказки. Это считалось его прерогативой. Какие же это были счастливые вечера! Когда он уезжал на гастроли или

на съемки, его сказок мне очень не хватало.
В школе папа всегда вставал на мою сторону. Я не очень

хорошо училась в младших классах, и мама меня за это сильно ругала. У папы другая позиция: девочка может быть

глупой, главное — чтобы была доброй. Мама сердилась: «Миша, как тебе не стыдно?! Как ты можешь

такое говорить дочке?! Вырастет дура дурой». А я слушала это и горько плакала…
Но даже когда

родители меня ругали, я все равно знала, что я для них — лучшая. Видимо, благодаря атмосфере в семье у

меня сформировалась здравая самооценка.
Михаил: Сережку и Лизу я воспитывал одинаково,

а сегодня, конечно, общаюсь с ними по-разному — как со взрослыми мужчиной и женщиной. Сережа давно

создал семью: женился в 18 лет. Он хороший отец и муж и, по-моему, счастлив. А вот Лиза свою судьбу пока не

нашла. И я очень переживаю, как у нее она сложится.
Елизавета: Папа был кумиром не

од­­ного поколения женщин. Фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» имел эффект

разорвавшейся бомбы. По степени популярности Боярский приравнивался к Пугачевой. Это сейчас снимается

невероятное количество фильмов, в которых играют молодые красивые мускулистые харизматичные актеры. А в те

годы д’Артаньян был один на весь Советский Союз. Но у каждого поколения свои герои. У меня много

достойных друзей-артистов, многие из них — замечательные, талантливые люди, просто сейчас кинорынок

переполнен, в наше время сложно быть единственным…
Михаил: Дело в том, что самая

главная задача отца — удачно выдать дочку замуж. Думаю, мужчине, если у него вдруг не сложится жизнь,

проще наладить ее, чем женщине, которая совершила ошибку в выборе супруга. Конечно, на все воля Божья. Я точно

знаю, что браки вершатся на небесах. Пока же рядом с Лизой нет достойных мужчин — или слабые, или со

странностями. Я беспокоюсь, чтобы она не сделала какую-нибудь глупость.
Елизавета:

Кстати, я долго не верила в то, что девушки сравнивают кавалеров с отцом. Мне интересны разные мужчины,

шаблона как такового вроде бы нет. Но недавно я поняла, что, сама того не подозревая, невольно обращаю

внимание на мужчин, похожих на папу — и по характеру, и даже внешне…
Раньше я стремилась скрыть

фамилию, чтобы избежать излишнего внимания к моей персоне, тыканья пальцем: «Ой, боже, Боярская!»

— будто я чудище или новогодняя елка. Напрягали разговорчики за спиной — о том, что я протеже

отца. Народ шептался: «Дочка, дочка, дочка…» Меня это ущемляло. Но теперь, когда я стала старше

и опытнее, понимаю, как ответственно и как прекрасно быть Бо­ярской! Сейчас не скрываю, что я дочка такого

замечательного отца. Горжусь фамилией и ни за что ее не поменяю. Семья — это не только наша четверка:

папа, мама, брат и я. Это история наших предков — дедов и прадедов. Важно, чтобы я могла рассказать ее

моим детям. Боярские, среди которых 18 родственников — дяди, двоюродные сестры и братья с их детьми,

— огромный клан, который выручит из любой беды, всегда поможет и поддержит.
Михаил: Мои родные — мама, папа, дядьки и тетки — были в основном актерами. Они

прошли войну и потом жили с чувством выполненного долга. Вопрос «Что ты сделал для Вселенной?»

перед ними не стоял так остро, как перед нами сегодняшними. Они победили фашизм, это было самым главным.
Елизавета: Я безумно рада, что в свои 23 года живу с родителями. С папой и мамой всегда

есть о чем поговорить: у нас общие интересы, одна профессия. Когда возвращаюсь с гастролей или съемок, ценю

каждое мгновение, проведенное дома. Сейчас они не только родители, но и коллеги, союзники. Раньше, если была

возможность улизнуть из дома, погулять с друзьями, я это делала. А сейчас изменилась.
Михаил: Когда-то, покупая сыну квартиру, я хотел совершить добро. А вышло зло — я

отдалил Сережу от себя, а не приблизил. Воистину — благими намерениями вымощена дорога в ад! Наверное, я

рассуждаю как эгоист. Дети рано или поздно уходят из семьи. Но мой идеал — общий дом, родовое гнездо. Не

факт, что, будь у меня этот дом, я бы не подумал: «Вот дурак! Все толпятся, путаются под ногами. Хочу

кислорода и тишины!» Но сейчас мы с Ларой лишены возможности видеть обожаемых внучек каждый день и очень

по ним скучаем. Иногда они живут у нас, а мы у них. Однако этого мало! Люблю наблюдать, как малышки

просыпаются, чистят зубы, завтракают, болтают за столом, шалят, ложатся спать. Их детство совсем не похоже на

мое.

Я собирался снять с кого-нибудь скальп

Михаил: То или иное

воспоминание о прошлом всплывает нечасто. Например, в дороге. Веду машину, и мысли текут словно сами по себе.

Картинки из прошлого приходят в голову, причудливо пе­ре­плетаясь. И я будто смотрю хорошее кино

— о том, что было в детстве. Вот мне три года — я в Анапе, гляжу на бескрайнее море, переходящее в

небо, и не понимаю, что такое горизонт. Первый раз увидел вселенную без ограничений — домов, сараев,

деревьев, фонарных столбов. Когда привык к морю, меня из воды было не вытащить. Через несколько лет я чуть не

утонул в Одессе. Заплыл в грот за крабами — и оказался в тупике. Чудом удалось выбраться! А первый

глоток воздуха, когда вынырнул, показался слаще меда.
Вот Новый год. Родители завязывают мне глаза, и

мой отец измененным голосом говорит: «Как Миша себя ведет? Слушается родителей? Молодец…» и

— оставляет под елкой большую коробку с игрушками. Потом родители развязывают мне глаза. Я вижу —

Деда Мороза уже в квартире нет, зато стоит появившаяся «таинственным» образом коробка с кучей

игрушек и конфет, среди которых фантастически вкусные «Чернослив в шоколаде»,

«Петушок», «Мишка на Севере», «Мишка косолапый», «Тузик»…
Помню, как все радовались, когда появились первые телевизоры — КВН-49 с линзой, в которую нужно было

наливать дистиллированную воду, и потом «Темп». Не каждый мог позволить себе эту роскошь. Но можно

было постучать в соседскую дверь: «Здрасьте, мы к вам на телевизор». И никто не отказывал. Народ

делился всем. Взрослые жили в складчину, дети катались во дворе на самодельных самокатах на шарикоподшипниках

по очереди. Выходишь во двор с булкой и слышишь: «Сорок один — ем один, сорок восемь —

половинку просим». Не поделиться невозможно…
В кино я влюбился, когда жил в деревне Заволожье с

няней Нюшей — она брала меня к себе на лето. Помню, вечерами кинооператор привозил в телеге ящики с

пленкой. В амбаре натягивали белую простыню, зрители рассаживались — кто на полу, кто на досках. Билет

стоил недорого: детский — 50 копеек, взрослый — рубль. Там я пересмотрел львиную долю

киноклассики. Это была прививка на всю жизнь. После фильма «Александр Невский» мы с мальчишками

вырезали из дерева мечи, щиты и копья. После фильмов про индейцев и книг Фенимора Купера я закурил. Какой же

индеец без трубки мира?! Мы мастерили ее из сухого полого ствола растения, из которого обычно стреляли

бузиной. В эти дудки-трубки запихивали сухую солому и поджигали. Она тлела, воняла, но давала красивые клубы

дыма. А потом я, представляя себя индейцем, бродил с рогаткой вдоль речки, собираясь снять с кого-нибудь

скальп. Однажды я подстрелил ласточку, мне тут же стало ее жаль, и с этого момента я больше не обижал ни одну

Божью тварь.
Начитавшись романов Джека Лондона, мы разобрали себе имена Билл, Джек и Сэм, вооружились

деревянными пистолетами и скакали на лошадях — вот уж кого в деревне хватало! Каждый день бегали по лесу

в поисках оставшихся со времен войны немецких штыков и патронов. Находили даже автоматы без прикладов. Слава

Богу, гранат не попадалось, иначе без жертв бы не обошлось.
Одежду вне зависимости от погоды составлял

чудный комплект: майка, трусы и тюбетейка, нахлобученная на неровно стриженные волосы. Целое лето мы питались

подножным кормом, закидывая в себя турнепс, брюкву, морковку, яблоки, пекли картошку на костре. Обожали ягоды

— вяжущую черемуху, чернику, от которой рты были перманентно черными, и невероятно ароматную лесную

землянику. Деревенские ребята копили деньги на велосипеды, подрабатывая выпасом коз и коров. Я тоже хотел

поработать и однажды, в 10 лет, напросился в колхоз. Меня послали разбивать железной палкой размокшие комья

селитры и разбрасывать ее по полю. Женщина, с которой меня поставили в пару, сказала с досадой: «Горе ты

мое, ну и помощника мне дали!» Через три минуты я попал ей по пальцу железной палкой, и она меня

прогнала.
Осенью я возвращался в город, где продолжал познавать мир уже в других компаниях. Мы делали

все, что запрещалось. Забирались на крыши пятиэтажек по пожарным лестницам, у которых отрывались ступеньки.

Развлекались на железной дороге, подкладывая на рельсы пятаки и гвозди, чтобы их расплющило поездом. Когда на

реке появлялся первый лед, бегали по нему на спор. Взбирались на башенный кран на стройке — и на

скорости спускались по канатам, разрезая руки до мяса. А еще бродили по питерским катакомбам, где кишели

крысы. Было страшно. Но в том-то вся и прелесть! Так мы воспитывали мужской характер.
Мне всегда

казалось, что я смелый парень. Но когда я первый раз подходил к театральному институту, собираясь туда

поступать, так боялся, что не хватило сил открыть входную дверь. Я даже решил, что здание закрыто. И был

страшно удивлен, когда из вуза вышли люди. Увидев меня среди абитуриентов, вахтер тетя Зоя отрезала: «Ты

не поступишь». Я был в панике: в институте ходила легенда — мол, как тетя Зоя скажет, так и

выйдет. А человеком я был впечатлительным и во время вступительных экзаменов дрожал как лист…
Зато в

уличных драках я точно не был слабаком. Даже когда оказывался один против троих незнакомых парней и мог

выбирать: драться или бежать. В те времена я балансировал на грани добра и зла. Носил в кармане перочинный нож

и свинченный с уличного шланга металлический кран, который мог заменить кастет. У меня была какая-то

непреодолимая мальчишеская страсть к оружию. По счастью, ничего не применил, никого не зашиб.
Мы курили

и пили водку. Кто-то, выпив лишний стакан бормотухи, по дури ограбил газетный киоск. Украл мелочь, а получил

три года тюрьмы. Мне воровать или кого-то калечить в голову не приходило: даже в пьяном угаре, в любом

подростковом задоре я помнил о матери и отце. Они стали для меня той маленькой гирькой, благодаря которой

добро во мне перевесило.

Ни к одной женщине я не испытал любви сильнее, чем к маме

Михаил: Говорят, есть святые люди. Мама была именно такой. Никогда никому не

завидовала, не жаловалась. Все в доме было радостно. Мы не печалились, что из еды на столе бывала только

жареная картошка. Любовь мамы ко мне была фантастической. Ей категорически запрещали рожать врачи — это

было опасно для ее жизни. Но она очень хотела ребенка и рожала меня под расписку. А когда я появился на свет,

она, блистательная актриса, тут же оставила сцену, чтобы меня воспитывать.
Ни к одной женщине я не

испытал любви сильнее, чем к маме. Она тоже любила меня больше всех на свете и чувствовала сына как никто

другой. Мне было 24 года, когда в бане, переходя из горячего помещения в холодное, я упал в обморок. Вернулся

домой как ни в чем не бывало, довольный, веселый. А мама замучила расспросами: «Что с тобой там

случилось?» Я говорю: «Да ничего!» Но сердце матери — вещун. Она не отстала, пока я ей

все не рассказал. От мамы невозможно было что-то скрыть.
Много лет спустя, когда я лежал в больнице,

мама спасла мне жизнь. Как она поняла, что мне стало плохо, по сей день не знаю. Но она в пять утра разбудила

моего друга, они поймали такси и вместе приехали к больнице. А там принялись колотить в дверь и всех

перебудили: «Мише плохо!» У меня действительно в то самое время останавливалось сердце.

Мужчина должен уметь извлекать из женского тела звуки

Михаил:

Изначально родственники всегда ближе друзей. Кровь гуще воды. Но с младых ногтей может завязаться дружба на

всю жизнь, и таких людей ценишь все-таки не меньше. В песочнице и в 1-м классе дружба возникает мгновенно. К

10-му классу ты знаешь как облупленных всех школьных товарищей. И вот уже сложилась среда, которая будет с

тобой до конца дней.
А во взрослой жизни должно здорово повезти, чтобы ты с кем-то подружился по-

настоящему. У меня много товарищей из артистических семей: Сергей Мигицко, Урганты. Ближе всех —

Владимир Яковлевич Балон, сыгравший де Жюссака в «Мушкетерах». Мы общаемся со времен самого

первого фильма. Балон старше, опытнее, мудрее. Настоящий мужчина — самец, вожак. Пунктуальный, опрятный,

честный.
Дружить нужно уметь. Не грузить друга, не требовать от него лишнего. Я понимаю, что могу

приехать к нему в любое время, и он ко мне тоже, но это не доказательство дружбы. Настоящая дружба — это

тактичность, своевременность, пунктуальность, забота, приятные разговоры, непостоянные встречи — чтобы

оставалось желание еще раз увидеться. Если посадить друзей в одну камеру, через несколько лет они станут

врагами.
После дружбы я более всего ценю женщин. Все началось с первого детского волнения, которое я

испытал в три года, играя в садике в эротическую игру — «в доктора». Тогда и возникло первое

волнение. В первую очередь, конечно, интересовали отличия мужчины от женщины. Потом, с пониманием того, для

чего эти отличия существуют, пришло другое отношение к девочке, девушке, подруге. Эти познания я получил не из

домашних лекций, а во дворе, в довольно грубой, но доступной форме, и они тоже были потрясением.
Полагаю, человеку, который впервые пошел на рыбалку, все равно, какая рыба попадется. Сначала все настолько

неожиданно! Были бы удочка, поплавок и клев. Только когда приходит опыт, человек становится более

избирательным: один едет только на форель, другой — на тунца. Так постепенно выкристаллизовывается и

свой тип женщины. Может быть, нам проще: до женитьбы мужчины могут позволить себе многое, куда больше, чем

женщины. И это, кстати, правильно. Мужчина должен уметь извлекать из женского тела звуки, играть, как на

скрипке. Потому что если он впервые взял в руки этот инструмент, для обоих это будут мучительные познания.

Хотя, возможно, в такой ситуации есть своя прелесть — любой извлеченный обоюдными усилиями звук

доставляет парочке незабываемые мгновения. Они это сделали сами! Какой восторг!
Мы не можем измерить

свою влюбленность в другого. Только расставание или уход человека из жизни дают представление о той степени

любви, которая у тебя была. У слова «любовь» множество значений. И к человечеству, и к родителям,

и к трем апельсинам… В любовь между мужчиной и женщиной я, представьте себе, не верю. Она прекрасна на

страницах романов, на киноэкранах, а в жизни все гораздо более прозаично, банально. Если мужчина и женщина

могут жить вместе не ссорясь — это уже запредельные отношения.
Под словом «любовь» я

не подразумеваю страсть, которую испытывали друг к другу Ромео и Джульетта. Гораздо выше любви я ставлю

диффузию, проникновение друг в друга. У нас с женой одна душа на двоих. Мы — половинки, которые

превратились в единое целое.

Когда брата не стало, ко мне будто подключили

ток

Михаил: Подобные ощущения я испытывал по отношению к сводному брату Саше.

Мы были ближе, чем сиамские близнецы. Сашка всячески меня просвещал: водил в Эрмитаж, показывал разницу

стилей, эпох, направлений. Однажды после очередной экскурсии по Эрмитажу мы отправились домой. И уже на

троллейбусной остановке обнаружили, что денег на билеты нет. Я предложил: «Поехали зайцами». Саша

сказал: «Ты что?!» И мы пошли пешком. Потратили на дорогу часа два или три. Меня это так

впечатлило, что потом я, школьник, оказавшись в метро без денег, не пробирался тайно, как сделал бы раньше, а

честно просил контролера в будке: «Позвольте мне проехать!» Женщина пропускала. А на следующий

день я приносил ей пять копеек. Когда я впервые отдал долг, контролер чуть в обморок не упала.
Саша

довольно рано ушел из жизни: ему было 42, мне на десять лет меньше. И когда брат погиб, меня тряхнуло так,

будто ко мне подключили ток.
Первая встреча со смертью случилась, когда умерла бабушка, папина мама. Мне

было не больше пяти лет. Я не понимал, что происходит. Меня поразило то, что бабушка неподвижно лежала

посредине комнаты, а вокруг нее стояли люди с печальными лицами. Потом случались смерти, которые меня не

касались: ушел из жизни учитель. Почему-то, когда нам сообщили о его смерти, все хохотали — молодые

дурачки… А потом отменили уроки — красота! Я наблюдал смерти в армии, поскольку служил в музыкальном

взводе и играл на похоронах — не только в нашей, но и в других частях. Хоронить приходилось довольно

часто. Я не знал имен покойников. И меня они совершенно не интересовали. Я старался не пустить в себя чужое

горе и думал лишь о том, что потом, после грустной процедуры, нам дадут на поминках выпить и поесть. Ты уже

вроде бы взрослый человек, имеешь представление о смерти, но она тебя не коснулась, наблюдаешь ее как бы через

стекло…
А когда погиб Сашка, я впервые встретился со смертью глаза в глаза. Он отправился на гастроли в

Болгарию в составе театральной труппы рижского театра. Зашел в море, поплыл — и стало плохо с сердцем.

Мгновенная смерть.
Помню, я пришел домой, безумно уставший и счастливый после своих гастролей, а мама

прямо на пороге произнесла: «Саша погиб». Она не умела быть дипломатичной, не пыталась подготовить

к трагическому известию. У меня сумка из рук выпала, цветы, подаренные поклонниками, рассыпались по полу. Я не

верил, твердил: «Нет, нет, нет, нет…» Было невероятно страшно — будто сам наполовину умер.

Будто у меня забрали половину сердца, мозга, зрения, чувств, души.
Это было горе, антипод счастья. Можно

чувствовать себя счастливым, если все заболели, а ты — нет, если не сел на поезд, который взорвали, или

успел на самолет, несмотря на пробки. У меня нет четкого понимания счастья. Я не расставляю точки над i

— только многоточие и много вопросов.

У нас внутри — бездна гадости, которую лучше

заткнуть

Михаил Боярский с дочерью ЛизойМихаил: Я завидую искренне верующим людям. Для них счастье

— прекрасная иллюзия. Спокойствие души.
Догадка, зачем мы при­хо­­дим на этот свет. Они

начинают и закан­чивают день молит­вой, стрелки их внут­реннего ком­паса не собьешь.
А я

мечусь: бегу на футбол, еду на какую-то неважную встречу, потом в московский клуб — песни петь. В

очередной раз загремев в больницу, размышляю: «И что я сделал для Вселенной? Интервью дал? В клубе

концерт сыграл? И на кой хрен согласился, дурак?!» Меня расхватывают по кусочку, я тешу тщеславие,

гордыню. Чем больше внимания, тем больше надуваешься и думаешь, что представляешь собой нечто особенное.
Елизавета: Мы с папой оба чрезмерно трудолюбивы, в этом смысле я на него очень похожа. Я,

как и он, с большим трудом могу позволить себе от чего-либо отказаться, сказать другому человеку

«нет». Например, папа не способен отменить интервью, спектакли, съемки. Мы с мамой его

отговариваем: «Зачем тебе мотаться так далеко? Ты же плохо себя чувствуешь!» А папа говорит:

«Ну, меня так просили… Мне неудобно стало». Мне тоже неудобно отказать, когда просят. Еще мы оба

стеснительны. Странное качество для актеров, но это так. Мы боимся обидеть человека. Даже когда обсчитывают в

магазине, молчим, чтобы не обидеть кассира — вдруг он не со зла, а просто ошибся? Ему будет неловко…

Михаил: Если бы не революция 1917 года, я бы пошел в духовную семинарию, как дед. Но не

cлучилось. Церковь на храм искусства поменял мой отец: поступил в театральный институт вместо духовной

семинарии. За ним — я. И вот уже вместо «Возлюби ближнего своего» я предпочитаю рассуждать,

подобно поэту: «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей».
И все же в церкви

я бываю. Там, стоя перед иконами, осознаю: человек — пылинка в мировом пространстве. Вот тогда наступает

внутренний покой и приходит понимание основных ценностей. Что есть соль, огонь, дети, семья, здоровье. Добро и

зло.
Я искренне восхищаюсь питерским ученым Гришей Перельманом, который за решение важной математической

теоремы два года назад мог получить престижную премию в миллион долларов, да только он не поехал. Гриша сидит

до­ма и занимается наукой. У него есть свой взгляд на вечные ценности, на смысл жизни и устройство

мироздания. Я всем этим тоже очень интересуюсь, даже придумал собст­вен­ную теорию дождя (или

кипения). Мы все — как пузырьки в чайнике: по отдельности движемся наверх, а потом растворяемся в чем-то

общем. Мы — как капельки дождя: каждый из нас — индивидуальность, при падении у нас своя судьба:

кто-то упал на лист, на асфальт, в болото, кто-то не долетел, высох. Но потом все становятся едины.
Обидно, что теряется индивидуальность. Но на этот случай у меня есть другая теория — о том, что

личность после смерти все-таки сохраняется. Как ортодоксально верующий человек, я живу надеждой, что на том

свете встречу мать и отца. Хочу почувствовать снова их тепло, вернуться туда, откуда пришел.
Самая мудрая

мысль — познай себя. Это очень сложно. Внутри — такая бездна гадости, которую лучше заткнуть, как

джинна, чтобы не вырвался. Умение бороться с собственным злом и есть божественное проявление в тебе.
Это

я с возрастом стал пытаться рассуждать, мыслить. Энергия, которая была в 18, 20 и даже в 40 лет, не давала

возможности подумать о смысле жизни. Нужно же было пить, играть в футбол, рваться в компанию друзей, спать с

женщинами, летать в Америку… Не было времени остановиться и поразмыслить… А сейчас вот-вот 60…
Елизавета: У папы удивительное мироощущение. Он, как и все в нашей семье, не любит

праздновать дни рождения. Думаю, что и на этот раз все будет скромненько, как всегда. Мы просто купим торт,

еще что-нибудь вкусненькое. Утром 26 декабря я, мама, папа и Сережа соберемся и поднимем бокалы за здоровье

папы. Посидим полчасика, а потом разбежимся по делам. Если знакомые сочтут нужным — зайдут днем или

вечером, поздравят отца. Во всем этом есть определенная прелесть, мы не любим напыщенные праздники, безвкусные

юбилеи, которые отмечают многие артисты: когда виновника торжества усаживают на трон в центре сцены и начинают

превозносить. Я знаю, о каком юбилее мечтает папа: ему бы хотелось улететь на пару месяцев на Мальдивы,

выключить телефон и размышлять о вечном. Но он будет занят — пообещал маме принять участие в их

совместном театральном проекте, который нужно репетировать.

Меня мучают мысли о пограничном

состоянии

Михаил: Не могу сказать, что стал задумываться о вечном из-за

какого-то потрясения. На меня повлияли книги,  в первую очередь Библия. Лет пятнадцать назад я прочел ее

от корки до корки и захотел понять все, что там написано. Пытался найти переводчика, который мог бы мне

популярно объяснить, что такое крест, Сретенье, почему на Пасху красят яйца, почему говорят: «И

последние станут первыми», «Блаженны нищие духом» — разве плохо иметь дух сильный? И

так далее. Но не нашел…
Безусловно, мы идем в церковь в надежде избежать страха смерти. Но я видел

людей, которые больше боятся старости. 90-летние просят Бога, чтобы он их забрал. А я старикам завидую —

они столько всего видели! Вырастили детей, внуков, правнуков. Прочитали чудесную книгу жизни. У каждого из нас

свой цикл. Многие уходят рано, только-только успев заглянуть вовнутрь, увидеть картинки. А я в своей книге

жизни почти дошел до оглавления. Теперь мечтаю дожить до глубокой старости, до этой последней стадии

существования на зем­­ле. Да, старики одиноки. Они перестают узнавать близких, странно рассуждают. А

нам кажется, что они дурят, капризничают, требуют то, чего не нужно, и говорят не о том… Но у них совсем

другая психология, гораздо выше нашей, ведь они одной ногой уже там, на небе. И нам их не понять до тех пор,

пока мы сами не окажемся в том же состоянии. А когда это придет, потребуется все мужество, чтобы принять

старость. И чем благородней и честней ты прожил жизнь, тем легче умирать. А если совесть нечиста, есть

незаконченные дела, вольные и не­­вольные грехи, нужна помощь священника. Мысли о пограничном

состоянии, которое обязательно будет перед смертью, заставляют меня сегодня мучиться и метаться. И надеяться

на поддержку ангелов-хранителей — моих родителей. Никогда не прекращал общаться с ними, даже после того

как они ушли. Не знаю сильнее связи в мире, чем между родителями и детьми. Когда мой отец тяжело болел, он

разговаривал со своей мамой, моей уже умершей бабушкой. А моя ма­­ма, кстати, перед смертью

разговаривала с моим покойным отцом, причем с открытыми глазами: «Сережа, пойдем домой…» Между

ними тоже всегда была очень сильна духовная связь.

Я заглянул туда, куда нельзя

заглядывать

Михаил: По натуре я человек очень беспокойный. Раньше, стоило

выпить ста­­канчик водки, мысли текли легко. Но несколько лет назад я практически отказался от

алкоголя. Честно признаюсь, что жизнь из-за этого лишилась красок, стала черно-белой. Я уже не могу сорваться

ночью, поехать к другу, потом к другому, третьему… В трезвом виде этого не сделаешь.
Да и друзей, с

которыми я хотел бы общаться, теперь гораздо больше на том свете, чем на этом. И я понял: пора учиться жить

одному. Периодически у меня уже возникает душевная потребность в уединении и абсолютном одиночестве. Чтобы

никто не отвлекал от важных мыслей. Я даже думал уйти паломником в монастырь. Но не могу: у меня пока слишком

много обязанностей — перед женой, детьми, внучками. Не жизнь, а один большой долг…
Но не надо

меня жалеть. В моей жизни еще хватает больших и маленьких удовольствий. Общение с женщиной, баня, чтение

хороших книг. Благодатный сон — с пяти до семи вечера. Я разучился спать по ночам — брожу по

квартире до шести утра, мучаюсь. Потом все-таки ломаюсь, пью снотворное — таблетки рассованы у меня по

всем карманам. И вот когда я все-таки проваливаюсь в сон, говорю: «Спасибо…» Все так уютно и

правильно: ласковая постель, нормальная температура — и даже голоса туристов под окнами не мешают, а,

наоборот, убаюкивают меня, словно шум моря.
Обычно ко мне приходят яркие грезы. Часто во сне вижу

родителей. А как-то было философское видение: по Загородному проспекту Петербурга едут рыцари в доспехах с

огромными знаменами. Я скачу вместе с ними. Поднимаюсь все выше и выше на гору. А там огромная пропасть, и мне

безумно хочется посмотреть, что же там. И вдруг удалось туда заглянуть! А там поле — и лежат миллиарды

людей, покрытые саваном, как будто их припорошил снег, одни силуэты до бесконечности. Этот человеческий

анабиоз до самого горизонта я запомню навсегда. Я увидел то, чего не должен был видеть. Одни философы говорят:

дурак тот, кто думает о смерти. Но есть те, кто считает: человек, который за день пять-шесть раз не подумал о

ней, потратил время зря. Мне было бы интересно обсудить этот вопрос с философами и священниками. Я, как и

многие люди, имею целый арсенал вопросов к себе, миру и Богу. Есть неразрешимые вопросы, ответы на которые я

вряд ли смогу получить. Откровенно говоря, все мои вопросы — шкурные. Однажды приключился забавный

случай. Я пришел в храм, молился Богу, ставил свечи святому Пантелеимону, просил о здоровье для одного,

другого, третьего, четвертого. Потом подошел к намоленной иконе Христа, просил чего-то еще. И допросился до

того, что на полном серьезе спросил: «Господи, а тебе ничего не нужно?» Тут же ощутил весь комизм

ситуации и рассмеялся. Надеюсь, Он тоже улыбнулся в ответ.

Теленеделя, г. Омск.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *