Интервью с Михаилом Сергеевичем Боярским накануне его 60-летия. По материалам

издания "Новые Известия", февраль 2009 год.

Для народного артиста России Михаила БОЯРСКОГО

наступивший год – дважды юбилейный. Актер отметит свое 60-летие и 30-летие знаменитого фильма

«Д’Артаньян и три мушкетера», фильма, который принес ему всенародную славу. На счету у

Михаила Сергеевича множество театральных и киноролей, но все же образ смелого гасконца Д’Артаньяна

остается главным в его многолетней карьере. И любимым. Сейчас Боярский в своей легендарной шляпе снова смотрит

с городских афиш. И вне зависимости от качества фильма «Возвращение мушкетеров» один только этот

факт не может не радовать глаз российского человека.

– Михаил Сергеевич, сейчас

«Д’Артаньян и три мушкетера» – практически наша киноклассика. А ведь, когда фильм

вышел, критика приняла его не очень благосклонно, картину ругали. Досталось и вам, как исполнителю главной

роли.

– Да, это так. Когда я спел «Пора-пора-порадуемся», в газетах писали:

«Чему мы учим молодежь? Послушайте, что поет этот волосатый идиот «пора-пора-порадуемся на своем

веку красавице…» – это в каком же возрасте он хочет, чтобы красавице радовались школьники?

«И кубку» – это что, чтобы они бормотуху пили с пятого-шестого класса? И, наконец,

«счастливому клинку» – а почему не кастету, почему не финке? Срочно запретить, и этого

волосатого чтобы больше не было!»

– Да, абсолютно недальновидная критика была. Скажите, а вы

до того, как стали сниматься в этом фильме, видели какие-нибудь зарубежные картины по роману Александра Дюма?

– Еще учась в школе, смотрел французский фильм «Три мушкетера». Мне он очень

понравился. Но я никак не мог подражать тому артисту, чью фамилию я сейчас, к сожалению, и не помню. Но из

всех Д’Артаньянов, которых я видел, это лучший. Это фильм с Милен Демонжо, я все-таки на женщин больше

внимания обращал! И вот актер там идеально играет, и фехтует здорово, и скачет, и все остальное. Майкл Йорк в

этой роли мне не понравился. В фильме «Человек в железной маске» с ДиКаприо тоже хорошо играет

актер. А что касается вашего покорного слуги, я, к счастью, пытался подражать только певцам. Актерам –

никогда. Мне было неинтересно под Высоцкого играть что-нибудь, или, наоборот, выбрать себе образ Стриженова,

такого породистого. Д’Артаньян был мне понятен изначально. Его характер лежит на поверхности. Он так

здорово выписан: «Усы и шпага – все при нем». Конечно, он глуповат.

Молод…

– Ну, конечно. Парень из деревни, то есть «из грязи в князи». Не

дворянин, а такой тетёха приехал в лаптях. Но потом стал человеком.

– Нашего Шерлока Холмса

признали лучшим даже в Англии. А для российских зрителей, наверное, и наш Д’Артаньян – самый

лучший. А вы не знаете, как к фильму отнеслись на родине героя, во Франции?

– Я слышал, что фильм

видел Депардье. И он не ругался. А вот праправнучка Д’Артаньяна, с которой я познакомился, сказала, что

ничего общего не имеют ни мушкетеры, ни Д’Артаньян ни к Франции, ни к Дюма. Она занимается продажей

вина, сама из Гаскони. И она лучше, по-моему, понимает в вине, чем в искусстве, но тем не менее она высказала

свое мнение очень категорично. А мне непонятно одно: почему французы любят своего Дюма меньше, чем мы? У нас

каждый читал «Три мушкетера», во Франции – нет. Может быть, за рубежом все читали

«Идиота»?! А у нас как раз не читали. Для них Д’Артаньян, как для нас Иванушка-дурачок. Ну

дурачок и дурачок, сколько можно о нем снимать! Хотя там есть памятники Д’Артаньяну, хорошие, я везде

там был, по всем памятным местам прошелся. Это было приятно.

– Вся страна знает о вашей любви к

группе The Beatles. Мы видели вас на концерте Пола Маккартни в Москве. Вам удалось с ним познакомиться?

– Да, только не в Москве, а в Питере. Я был в Меншиковском дворце, где он давал интервью и

мастер-класс, был в консерватории, где ему присваивали звание профессора. Получил автограф от него.

Познакомился с ним и познакомился, к сожалению, с Хизер. Не успел шепнуть ему, чтобы он бросил эту змею

(смеется).

– То есть вы тогда уже предполагали, что этот брак закончится печально?

Ну да (улыбается). Сыграл с ним пару аккордов на фортепиано. Получил все, что хотел. Я сидел с ним рядом, так

же, как сейчас с вами. И говорил такие же глупости, какие говорят обычно, что «я люблю вас, я знаю ваши

песни, я вырос на вашей музыке». В общем, полный набор шаблонов. Как я туда попал? Я даже не знаю, каким

образом меня впихнули в ректорскую комнату, там была Валентина Ивановна Матвиенко, ректор консерватории, Хизер

и Маккартни. И втиснули меня. Пол был очень удивлен, потому что это не по протоколу, и сказал: «Ну если

ты такой крутой, тогда дай автограф». Потом он сказал: «Не снимай шляпу, я тебя по ней узнаю на

концерте». И действительно, он мне на концерте помахал, что было для меня счастьем. Несмотря на то, что

я сам актер, я попал в разряд самого банального поклонника.

– А питерский концерт отличался от

московского?

– Да, он был более камерный, менее официальный. Потому что в Москве все-таки

присутствовал Владимир Владимирович Путин, и от этого Маккартни испытывал больше волнения, там было гораздо

больше секьюрити. В Питере Маккартни не скрывался от людей так, как это было в Москве. Мы его в Москве часа

три после концерта искали, так и не нашли.

– Вы следите за отечественным кинопроцессом?

– Я смотрю много фильмов. Для меня самое главное – мотивация, я хочу знать, зачем тот или

иной режиссер снимает свой фильм. Что он хочет этим сказать? И в 90% фильмов я этой мотивации не понимаю. И

чем умнее фильм, тем сложнее мотивация. Вот умный фильм, да еще премию получил, все говорят:

«Потрясающий режиссер!» Но второй раз никогда в жизни на этот фильм не пойдут! Вот от «Места

встречи изменить нельзя» не оторваться до сих пор. Видишь Высоцкого и смакуешь каждый момент. Таких

фильмов у нас немного. Моргунов, Вицин, Никулин, какая там великая философия?! А столько добра и юмора

заложено, с которыми людям легче жить.

– Вы сразу приняли предложение режиссера Георгия Юнгвальд-

Хилькевича сняться в фильме «Возвращение мушкетеров»? Вам не было страшно возвращаться к своему

легендарному образу?

– Я поставил условие, чтобы песни к фильму снова писал Максим Дунаевский.

Только в этом случае я соглашался сниматься. А вообще, я до сих пор сомневаюсь. Уверенности в том, что мы

делаем, у меня никакой не было, кроме того момента, когда прозвучала команда «Мотор!» До и после

этого – сплошные сомнения. И до сих пор сомневаюсь. Но я убежден, что люди нашей профессии не могут

сказать о своей работе: «Это идеально». Конечно, интереснее играть какой-то опыт. Все-таки

мушкетеры – не идиоты, которые застряли в 18-летнем возрасте и не развиваются. Но после того, как они

воскресли (по сюжету в новом фильме четверка мушкетеров возвращается с того света, чтобы помочь своим детям.

– «НИ»), у них появились те силы, которые были в молодости. Они, конечно, изменились, но у

них есть желание быть такими, какими они были, и азарт, с которым они бросаются на защиту своих детей, а это

святое.

– Кстати, о детях. Ваша дочь недавно стала лауреатом премии «Триумф».

Если бы этот «Триумф» давали вы, за какую работу вы бы ей дали премию?

– За мою

работу. Потому что ее сделал я.

– Как вы ее делали?

– Напомните, для какого издания я

даю интервью?

– «Новые Известия».

– Нет. Ответ на этот вопрос – не

для приличного издания.

– Имеется в виду методы воспитания.

– Ах, вы о воспитании!.. Я

позволял делать все, что хочет моя милая, любимая девочка. Никаких запретов!

– Что приобрел зрелый

Д’Артаньян взамен потери молодости?

– Не только Д’Артаньян, но и любой нормальный

человек приобретает в итоге одиночество, пессимизм, неверие ни во что, бессмыслицу жизни, пустоту и никаких

перспектив впереди, кроме смерти. Итоги оказались бессмысленны и глупы. Убивать людей ради прихоти

высокопоставленных лиц? Ни любви, ни женщины рядом, ни дочки рядом, а так, достаточно унизительная функция при

дворе.

– Это вы о Д’Артаньяне? А ваши жизненные итоги как актера?..

Совпадают.

– Ваша слава как-то оправдывает такие итоги?

– Да нет. Слава не касается

тех, на кого она обрушивается. Она касается тех, кто ее присваивает. Сам носитель ее не испытывает. И к этому

относишься очень свободно. Это находится за рамками твоего существования, твоих взглядов на жизнь. Ну, как вы

себе это представляете? Что вот сейчас я выйду на улицу, полный славы? Это ерунда, это болезнь. Слава губит

людей, если они воспринимают ее всерьез.

– А любовь зрителей не дает новых сил?

– Да я

ее избегаю всячески. Мне не нужно никакой иной любви, кроме любви моих близких. Мне абсолютно все равно, кто

сидит в зале, когда я играю свои спектакли – солдаты, больные дети, ткачихи… Какая мне разница?

Мне нужно сыграть свою роль, чтобы спектакль был полноценным, чтобы не подвести партнеров. А послевкусие

– это не мое дело. Я – винодел. Мне нужно сделать вино. Кто его будет пить – мне все

равно.

– То есть профессия для вас важнее, чем ее отголоски?

– Иначе и быть не может.

Футболист же не выходит на поле, чтобы почувствовать, какой он славный. Ему надо забить гол, и поэтому ему

плевать на все. На рекламу, интервью, торги. Кто начинает с обратного, тот быстро кончается, потому что он

хорош только тогда, когда висит на плакатах. В отличие от других, я даю интервью, но мне нравятся больше те,

кто вообще молчит. Я никогда не видел интервью с Вициным. Неелова не появляется почти никогда ни в каком

интервью. Петренко – очень редко. Тараторкин нигде не светится, не ходит никогда ни на какие идиотские

передачи. Но поскольку я пою и получаю удовольствие от того, что спою иногда что-нибудь, например, с

Расторгуевым или с Алисой Бруновной Фрейндлих, или с Людмилой Марковной Гурченко, то я появляюсь в передачах.

Я говорил себе еще совсем недавно: «После Нового года – ни одного интервью, никогда!

»…

– Отчего такое отношение?

– Потому что сути все равно не скажешь. Ты будешь

стараться казаться лучше, если перед тобой микрофон. Поэтому я никогда не напишу книгу. Потому что если в ней

будет хоть слово правды, меня проклянет вся моя семья и мои друзья. А врать надоело. Планку профессии лучше

всего поддерживать не в словах о себе, а в работе. Молчащий артист – самый лучший

артист.

АЛЕКСАНДРА ИВАНОВА, ВЕСТА БОРОВИКОВА

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *