Накануне Нового года в Академическом Театре им.Ленсовета наступят горячие деньки: 25 и 26 декабря выпускается
премьера лирической комедии Ричарда Баэра «Смешанные чувства» в постановке Олега Левакова.
Бенефисная пьеса-дуэт для пары виртуозов — один из любимейших у зрителей, но при этом труднейших для
сценического воплощения жанров. Одержать безусловную победу в таком «показательном выступлении» на
моей памяти удавалось только Алисе Фрейндлих — сначала с «пылким влюбленным»
Владиславом Стржельчиком, а позже — в спектакле «Калифорнийская сюита» с
Олегом Басилашвили. Ленсоветовский бенефициант — народный артист России Михаил
Боярский — выступит на театральной сцене со своей лучшей, надежнейшей партнершей — женой, ведущей
актрисой Театра им.Ленсовета Ларисой Луппиан. Именно Лариса Регинальдовна
предложила таким образом — без лишнего пафоса, но оригинально и вполне празднично — отметить грядущий
юбилей Михаила Сергеевича. За месяц до премьеры мы застали виновника торжества в смешанных
чувствах…
— Михаил Сергеевич, чем Вас заинтересовала пьеса
«Смешанные чувства»?
Михаил Боярский: Ничем! Не было у меня ни
ностальгии по театру, ни актерского зуда, никаких существенных толчков — кроме проклятого юбилея, о котором
все узнали и начали настойчиво предлагать свои услуги. Из меньших зол я выбрал постановку спектакля, чтобы не
быть «куклой в кресле», чтобы было меньше гостей, официоза, телевидения, хоть таким способом
избавлюсь от навалившихся проблем. Логичнее было бы вообще уехать из страны на пару месяцев. Был прекрасный
аналог: Валентина Ивановна Матвиенко уехала из страны, дав в газетах короткое объявление: «Прошу
прощения за то, что лишила вас возможности бессмысленно тратить время в поисках подарков, спасибо за
поздравления, с уважением Валентина Ивановна». Олег Ефремов тоже в свой юбилей исчез из Москвы…. Ну,
мне не удалось, а теперь уже никуда не денешься. И раз спасение утопающего, к сожалению, дело рук самого
утопающего, то теперь моя задача — находиться на сцене на таком уровне, чтоб не было стыдно.
— А для
этого…
МБ: Я пошел проторенной дорожкой — сотрудничаю с хорошо знакомыми людьми:
Лариса, режиссер Олег Леваков, художник Павел Каплевич. Но если бы вдруг по каким-то причинам премьера не
состоялась, мы бы спокойно сыграли «Интимную жизнь» — это тоже достойный вариант скоротать этот
день.
Лариса Луппиан: Но нам очень повезло, что за многие годы поисков нового материала
для совместной работы подходящая пьеса — как раз к Мишиному юбилею — наконец была преподнесена судьбой словно
на блюдечке с голубой каемочкой.
— Лариса Регинальдовна, расскажите — как именно это произошло?
ЛЛ: Случайно. Весной в буфете нашего театра Вера Матвеева, редактор литчасти и режиссер
Олег Леваков беседовали о какой-то американской пьесе: «Вот, для Ларисы там роль подходит и по статусу,
и по актерскому типу, но ей нужен такой же партнер!» Я и говорю: «Дайте Мише почитать, у него
скоро юбилей». Мы почитали, нам понравилось, далее театр проявил заинтересованность в том, чтобы этот
спектакль появился на сцене в день юбилея. Миша, правда, долго думал, но в августе дал согласие, и осенью
начались репетиции. Это лирическая комедия, а сочетание лирики и юмора — в театре самое благодатное для
исполнения. Люди всегда в жизни немного играют, вот и наши герои изображают остряков, подшучивая друг над
другом, а на самом деле внутри они — старые крабы с нежным панцирем, очень нуждающиеся в человеческой
поддержке. Пьеса оптимистична, она дает зрителям надежду на то, что и в конце жизни, держась дружно,
поддерживая один другого, можно быть счастливым и жить полнокровной жизнью. Дружба людей оказывается даже
нужнее присутствия детей. Эта актуальная тема — отношения взрослых детей и постаревших родителей — в наше
время особенно пронзительно звучит: многие не находят общего языка и расходятся. Словом, пьеса может быть
интересна и людям среднего, и старшего возраста — о том, что ждет человека в старости, всем приходится
задумываться. Пусть наш спектакль дарит зрителям надежду на лучшее.
— Уважаемые собеседники, в вашей
актерской жизни было только два театра — Ленсовета и Ленком. Причем для актрисы Луппиан
расставание с родной ленсоветовской сценой оказалось временным…
ЛЛ: Мне в театре
Ленсовета — комфортно, хоть мы в разговорах с подругой Аней Алексахиной каждый день критикуем свой театр и
переживаем, что он не идеален, что накануне премьеры все катится в пропасть…Но сюда меня притягивает в
первую очередь компания: рядом мои однокурсники, воспитанные одним мастером, мы мыслим одинаковыми категориями
как люди одной крови, единого подхода к работе. Люблю эту сцену и коридоры — все родное. Воспоминания о
репетициях, прежде всего студенческих («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын»), а
позже «Ты и только ты» в постановке моего однокурсника Олега Левакова. С ним я всегда чувствую
себя соавтором, что очень ценно. Не люблю, когда меня втискивают в придуманные режиссером рамки, мне важно
самой соучаствовать в сочинении — Леваков позволяет это делать. Владимиров правильно сделал, отправляя его
учиться режиссуре! Олег сейчас переживает просто режиссерский взлет, выпуская премьеры на нашей сцене
практически каждый сезон. Он же поставил для нас «Интимную жизнь». И хотя, конечно, есть и другие
интересные режиссеры, но я следую правилу «коней на переправе не меняют».
—
Михаил Сергеевич, а Вы, уйдя из театра, где стали ведущим актером и любимцем публики, неужели
не скучали о театральной сцене?
МБ: Нет, никогда. Это ведь не я ушел из театра, просто
ушел тот театр: постепенно не стало Игоря Владимирова, ушли из труппы Алиса Бруновна
Фрейндлих и Анатолий Равикович, Галя Никулина, Елена
Соловей и многие другие…
— Для вас важна была эта компания?
МБ: Наверно,
да, хотя я не очень это осознавал. Но когда приходил в театр — а там и новые люди, и новые принципы, новые
амбиции… Нет, ностальгии не испытываю, и точно никогда не вернусь в репертуарный театр. Просто сейчас
возникла такая случайная ситуация. Я никогда не отказываюсь от работы, доверяюсь судьбе. Написал бы
Серега Мигицко пьесу и позвал меня — конечно, я бы пошел. Или в новый мюзикл Геннадия
Гладкова, или сниматься в фильме у Василия Ливанова… Готов работать с друзьями,
ради их каких-то творческих соображений. И называю это не творчеством, а работой. Я вообще очень понимаю
профессиональных актеров, произносящих: «Как не хочется на сцену! Будь проклят спектакль!» Да,
меня тянуло в театр, особенно в молодости, но не на сцену. Капустники, грим, репетиции, розыгрыши, этюды,
гастроли, гостиницы, переезды — вот это интересно, это затягивает! Ну, а спектакль — это так, заодно и
поиграть. Да если еще зрители и партнеры не плюются, значит, ты имеешь право существовать в театре.
Рассуждения о высоком мастерстве, о преемственности поколений — мне на них наплевать! Но тщеславие и гордыня в
этой профессии рядом ходят, это грешно отчасти, я и сам в этом замешан, вначале бессознательно, а теперь-то
прекрасно понимаю актерский механизм. Если в актере есть хоть малая доза тщеславия, желания доказать свою
состоятельность — это недоброкачественный продукт. Добро должно делаться бессознательно!
— Но, может, Вам
интересно ходить в другие театры?
МБ: Кроме Алисы Бруновны Фрейндлих
на меня никто в Питере подействовать не может! Когда смотрю спектакли в БДТ, признаю — это очень любопытно и
профессионально, но сильно напоминает идеальную геометрическую фигуру. А вот на чудо — например, грибной
дождик — способна только природа. Человек не может посреди солнечного дня устроить грибной дождик.
Алиса Бруновна — может… На мой взгляд она одарена особо. Есть много хороших актеров,
знающих ремесло, при этом умеющих не более того, что могут все. И есть единицы, которые могут то, чего не
может никто! Но как это делает Аль Пачино, Олег Ефремов, Фрейндлих — неизвестно!
-И
все-таки хочется верить, что Михаил Сергеевич вновь вернется на театральную сцену…
ЛЛ: Не торопите события! Миша не возвращается в Театр Ленсовета, он остается свободным
независимым художником. Но подождем- увидим! Если ему театр предложит что-то новое, интересное, достойного
уровня…
25.12.2009, Людмила Сродникова,- «Невский Mix», 2009, № 3
(6), специальный выпуск
Нет комментариев