Михаил Боярский о волке-наркомане, шкуре Мосия Шило и бороде
бога.
О памяти
Я часто не помню, что сыграл, что спел. У меня диабет – все
вымывается из памяти. А я подумал и решил – ну и хорошо, зачем мусором заполнять голову. Остается
главное: я помню, как меня зовут, как зовут детей и куда вернуться домой. Нужно жить вперед, а не назад.
О народе
У меня нет песен, под которые танцевали бы все, прыгали ложки-тарелки.
«Такси» для меня – полная загадка. Чего там? «У-у-уу»? Волк-наркоман поет. Но
как запал народ! Это, наверное, ассоциации: помните, была песня «У, мамми, у, мамми-мамми блю, у, мамми
блю» – и так восемь минут. Попробуй такое выдержать! Я ненавидел эту песню. Но любят у нас, любят
подвыть. Я был на дне рожденья Жириновского – он мне восемь раз «Такси» заказал. Я пел и
быстрее, и медленнее, и без проигрыша, и так и сяк. Очень стеснялся – думал, люди будут выходить, потом
возвращаться: «Ну чего? Довыл свое?» А потом бац – и премию «Золотой граммофон»
за нее получил, и ремикс на нее сделали. Вкусы народа – не по-ни-ма-ю.
О стиле
Черное
– моя рабочая одежда. Есть люди, которые, появляясь на экране, ежедневно что-то меняют в облике. Ну так
это ж нужно думать об этом! А тут – раз, два и готово. Высоцкий вон не позволял себе выходить на сцену в
перьях. Я с удовольствием пойду в костюмерную, буду там примерять костюм Мосия Шило (персонаж Боярского из
сериала «Запорожская сечь». – Прим. ред.) – шкуры, кровь, чуб. Наголо постричься, шрам
на роже сделать – ради бога. А на сцене-то что передергивать? Фрачная пара – прекрасно. Но куда в
ней? В баню не пойдешь, а больше я никуда не хожу. В театр стараюсь одеться понезаметней – чтобы весь
зал, вместо того чтобы смотреть на сцену, не наблюдал за тем, как Боярский реагирует на жену или дочку. Дома
довольно много вещей – но они гниют. Купили в 1995-м новое пальто, оно висит до 2003-го – и на
помойку. А сейчас, вы говорите, в моду входит клеш. Так у меня всю жизнь все штаны клешеные! Короче, зачем
покупать новые джинсы, когда в моде дырявые?
«Сложно заставить публику просто сидеть,
наслаждаться. Даже у нас на игре «Зенита» люди курят, пьют пиво, семечки едят. Я не стал бы
выступать в филармонии. Я себя вольготней чувствую, если люди могут отвлечься».
О
гражданственности
Это барды предъявляют свои философские взгляды, гражданские позиции… У меня –
песни из мультфильмов, спектаклей и кино. Я не читаю Маяковского со сцены, я не поэт-правдоруб. Нет,
запросто спою на заказ патриотические песни – но если они хорошие. Не такие: «Патри-оти-чес-ка-я
песс-ня, слу-шай-те все!». «А-ля гер ком а-ля гер» – ее же можно петь и в Чечне, и где
угодно. Гражданская позиция должна проявляться через все, что ты делаешь.
О корпоративах
Главное – не забывать о бухгалтерии: я же работаю не за аплодисменты. Пьют, говорите? Едят? Да хоть
они там спят! Я видел Джона Леннона, который пел в ресторане. Я не стал бы выступать в филармонии – это
не мой жанр. Я себя вольготней чувствую, если люди могут отвлечься. Люблю общаться с аудиторией.
Об импровизации
Мне обидно, что на сцене надо говорить только то, что обязан. Любая
случайность у меня вызывает восторг: кошка прошла, зритель заснул и захрапел, пришел не вовремя и к
артисту, пьяный, обращается… Во время спектакля так напряжен нерв, что можно стихами ответить!
Спуститься, расцеловать. Тут надо вовремя схватить бога за бороду! Алиса Фрейндлих играла спектакль
«Оскар и Розовая дама» – там 14 писем к богу. Телефон в зале зазвонил, она: «Ах, слава
богу, там, на небесах, / Все с телефонами в порядке…» Еще можно цыкнуть друг на друга: «Чшш,
перестань! Не видишь – человек разговаривает! Мы подождем». И он сидит там, красный весь.
О
Москве
К Москве я отношусь с завистью. И люди здесь щедрее, чем в Петербурге, – ко всему
прибавляют два нуля. Клубов огромное количество, телеканалов до хрена. Я бы сюда переехал – если бы Лиза
не поступила в Петербурге. Собирался еще лет 20 назад – и Ефремов приглашал, и Марк Захаров. Но наш
Театр Ленсовета тогда был покруче – не то что сейчас.
О кино
Это все халтура и не имеет
отношения к главному по существу – к театру. Но я – мужик. Значит – должен работать.
О мемуарах
Сейчас все пишут. Все. Думали, они артисты – оказались писатели. Меня просят:
«Миш, вы наговорите – мы уж сделаем». Слава богу, за книжку взялась сестра – она
театровед, человек пишущий. Меня же надо заставлять. Если заставят – сделаю все что угодно.
О
добродетели
Любовь к женщине. Вообще – любвеобильность. Щедрость. Все остальное, что обычно
мужчины говорят, – оно, конечно, хорошо… но вранье.
«Я не ориентируюсь на молодежь,
чью-то там любовь к какому-то ретро. У меня нет ни продюсера, ни директора, ни хрена никого нет».
О вранье
Врать мы научились здорово. Сейчас такой апогей тартюфства. Я и в себе это замечаю.
Оттого, что у меня дети, я никогда в жизни правды не скажу. Был бы один – правду-матку резал бы как
хотел. Либо молчишь, либо говоришь так, чтобы это было выгодно. Притом не забываешь, что тебе в этом вранье
надо выглядеть убедительно. Весомо. Это процесс театральный. Кто убедительней врет – тот лучший артист.
Лицедей – что с него взять.
О поклонниках
Терпеть не могу слово «сфоткаться»
– плебейское такое. Лезут со своими телефонами… Но это входит в меню артиста – ну, в разумных
пределах. Поэтому фоткаюсь. «Вы не могли бы?..» – «Нет, не мог!» Потом думаешь:
«Черт, ведь мог же!» Человек публичный должен соблюдать нормы, которые не оттолкнут от него
публику.
О раздражительности
Я сорвался один раз так… Усталый, на лифте поднимаюсь в номер. А
устроиться в гостиницу тогда было невозможно! И какая-то женщина спрашивает: «А чегой-то вы в шляпе?
» У меня полилось такое, что страшно вспомнить. Оказалось, это была директор гостиницы. Главное в таких
ситуациях – не утерять чувство юмора.
О кумирах
Самая распространенная оговорка –
подходит человек и, запинаясь, говорит: «Здравствуйте, я ваш кумир…» Да, говорю, я сразу так и
подумал, как вас увидел. Не сотвори себе меня.
О слабостях
Жена говорит: «Тебя так боятся,
что не зовут к телефону, – просят «Мише передать». А я на самом-то деле размазня полная.
Несоответствие внешнего и внутреннего. Наверное, самозащита такая. Как черепаха, которая, кажется, вся
защищена – но бери ее голыми руками. И наоборот, голая змея. Те, кто меня знает, могут надо мной
издеваться как хотят. Я люблю, когда надо мной издеваются. Обожаю просто.
GQ, N5 Май 2008 года
Нет комментариев